четверг, 5 января 2012 г.

Формирующее оценивание

 Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию материал по формирующему оцениванию,
который был предоставлен на заседании последнего МО Чернышевой А.Д.


Формирующее  оцениванивание.
Формирующее оценивание вводится, как обязательное, в новой программе. Эпизодически на своих уроках я вводила элементы формирующего оценивания. Теперь необходимо выделить те требования, которым должна отвечать эта система и систематизировать накопленный опыт. Главное, что   формирующее оценивание позволяет формировать у учащихся положительные  эмоции к учебному процессу.
Требования к системе формирующего оценивания.
Система оценивания по иностранным языкам должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, и насколько это соответствует обязательному минимуму.
Система оценивания должна фиксировать  изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося  и динамику его успехов.
Система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.
В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом  ученик должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.
Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. «Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.»
Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Обязательным условием является общественный договор.  Он может осуществляться на нескольких уровнях:
  1. в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году.
  2. в начале четверти учитель договаривается с учениками о том, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, эссе, устные сообщения) и по каким именно критериям они будут оцениваться;
  3. наконец, каждая работа также может оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним, которые также вырабатываются в ходе общественного договора.
Рефлексия
Устная или письменная словесная обратная связь относительно знаний и умений учащегося.
При устной рефлексии все участники работы, включая учителя по очереди рассказывают о своих впечатлениях. Например, что понравилось, что не понравилось, пожелания на будущее. Порядок выступлений может быть любой. Свою очередь можно пропустить, заставлять говорить никто не будет. Обязательное условие – слушать друг друга и не повторять, во всяком случае, в подробностях, уже сказанное. Время уходящее на такую простую рефлексию – 5-10 минут.
Ещё один пример. В конце урока каждому ученику предлагается рассказать  о том, что он узнал на уроке по теме, которую он  изучает.
И ещё. На экране или доске  записаны фразы. Ученик сам выбирает, какую именно фразу он хочет высказать.
  1. Мне было легко выполнять задания, потому что...
  2. Мне было сложно выполнять задания, потому что...
  3. Мне было интересно, потому что...
  4. Я считаю, что оглядываться на своё прошлое полезно, потому что...
Письменная рефлексия может проводиться в конце урока (на усмотрение учителя, в зависимости от важности темы урока) и в конце темы. Общую рефлексию целесообразно провести в конце года.
Примеры письменной рефлексии.
При повторении новой лексики или грамматики:
  1. Изучать новые понятия на  иностранном языке для меня полезно (да/нет)
  2. Для меня это дополнительна нагрузка (да/нет)
  3. Я не учу эти слова (да/нет)
  4. Считаю, что знание новых понятий на  иностранном языке поможет мне учиться дальше (да/нет)
  5. Было бы неплохо...
Использование рефлексии для оценки понимания темы:
  1. ученики пишут письма  себе, другу  по теме, которую они изучают.
Ученики осмысливают свое обучение. Вопросы на рефлексию могут быть конкретными или открытыми. Ниже приведены примеры вопросов на рефлексию:
  1. Я лучше работаю когда...
  2. Я хорошо работаю в ситуациях когда...
  3. Я люблю работать вместе с другими когда...
  4. Мне больше всего нравится...
  5. Наиболее интересная часть урока...
  6. Я хочу знать больше о...
  7. Я надеюсь улучшить...
  8. Мне нужно работать над...
  9. Труднее всего мне...
  10. Мне нужна помощь в...
  11. Когда я что-то не понимаю, я...
  12. Когда я должен учиться, я...
  13. Когда мне нужно запомнить, я...
  14. Я узнал, что я могу...
  15. У меня получается...
  16. Я должен научиться...
  17. Я могу помочь другим с...
  18. Я хочу работать над...
  19. Я хочу научиться как...
  20. Я планирую получить поддержку в...
  21. Я хочу отвечать за...
Самооценка
Методом самооценки может стать заполнение в течение урока следующей таблицы, которая демонстрирует устойчивое развитие во время урока.
Основные понятия
     Знал до изучения темы
    Узнал 
      Могу применить




Рефлексия в конце письменной работы:
  1. самое удачное в работе
  2. самое неудачное в работе
  3. пожелания учителю
  4. пожелания себе
  5. пожелания одноклассникам
  6. самое трудное в работе
  7. самое интересное
  8. чему я научился в процессе работы
Критериальное оценивание подразумевает ряд  установок:
  1. оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
  2. работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы);
  3. эталон известен учащимся заранее;
  4. разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий